В.К. Зиборов - Семен Ульянович Ремезов


    Ремезов Семен Ульянович (1642 — после 1720) — тобольский дворянин, картограф, историк и этнограф Сибири. Р. родился в Тобольске в семье потомственных сибирских служилых людей. Его дед Моисей Меньшой был сослан из Москвы в Тобольск в 1619 г. Представители этой семьи отличались широкой начитанностью. Р. получил домашнее образование, учителями его были пленные поляки и ссыльные украинцы. Согласно автобиографии Р., сохранившейся в «Служебной чертежной книге», он поступил на государеву службу в 1682 г., тогда ему велели «быть в детех боярских». С 1682 по 1696 г. выполнял самые различные поручения по всей Сибири: собирал хлеб и оброк, следил за рыбной ловлей, совершал объезды и военные походы. В 1696 г., по распоряжению Сибирского приказа, Р., зарекомендовавший себя искусным художником, был привлечен к составлению чертежей сибирских земель, ему поручалось «зделать в Тобольску чертеж на холстине ... городу Тобольску со всяким городовым строением и острогом, и Тобольскаго уезду ясашным волостям, и русским селам и деревням, и рекам, и озерам ... написать степи от Тобольска до Казачьи орды, и до Бухарей Большой, и до Хивы, и до Еика, и до Астрахани, куда ближе и сколь далеко днями в ход пути сухим и водяным». Успешно выполнив задание, в 1697— 1698 гг. Р. принял участие в составлении плана реконструкции Тобольска, для утверждения которого вместе с сыном Семеном был послан в Москву. Находясь в Москве, Р. познакомился в Сибирском приказе с богатым картографическим материалом, обучался в Оружейной палате «строению каменных дел», составил около тридцати чертежей сибирских земель. В конце 1698 г. Р. выехал в Тобольск, получив приказ «быть у всего каменного строения». Р. занимался проектированием и руководил строительством Тобольского кремля. После возвращения в Тобольск Р. создал три замечательных сборника чертежей и рисунков: «Чертежную книгу Сибири» (1701 г.), «Хорографическую чертежную книгу» (1697—1711 гг.) и «Служебную чертежную книгу» (1702—1730 гг.). Во всех картографических работах Р. помогали его сыновья. Известно, что в 1703—1713 гг. Р. продолжал государеву службу, выполняя различные поручения по устройству каменного и порохового заводов, благоустройству Тобольска, проведению переписи в Тобольском и Тюменском уездах, руководил рекрутским набором. Последнее известие о Р. относится к 1720—1721 гг., тогда с ним встречались в Тобольске немецкий ученый Д. Г. Мессершмидт и пленный шведский офицер Филипп Табберт (Ф. И. Страленберг).
    Центральное место в обширном письменном наследии Р. занимает Ремезовская летопись — единственная сибирская летопись, украшенная рисунками. Летопись известна в двух списках, из которых список БАН, 16.16.5 (в лист, 39 л., 154 рисунка), иногда называемый списком Мировича, по имени владельца — Петра Федоровича Мировича, является оригиналом произведения, а список ЦГАДА, ф. 181, № 272/502 — копией, снятой для Г. Ф. Миллера. В рукописи БАН имеется два киноварных заголовка: «История Сибирская» (основное) и «Летопись Сибирская, краткая Кунгурская» (нач.: «Изскони всевидец христианский наш Бог, Творец всея твари, зиждитель дому своего и снабдитель винограду и мысленных овец...»). В литературе летопись упоминается также под названиями «Тобольская летопись», «Краткая Сибирская летопись», Летопись Кунгурская. Ремезовской летопись названа ее первооткрывателем Г. Ф. Миллером по имени предполагаемого автора. Текст летописи разделен на 157 (154) глав, каждая страница делится на две неравные части: одна десятая часть заполнена текстом, остальную часть занимает рисунок. Об авторе летописи сообщается в заключительной статье тайнописью, которая была полностью расшифрована А. Ф. Бычковым: «Писал Семен Ремезов». Этой же тайнописью (литореей) написаны имена сыновей Р. — Леонтия, Ивана, Семена, Петра. Упоминание сыновей дало повод некоторым исследователям считать их помощниками (соавторами) Р. в работе над летописью, но это не согласуется со следующим текстом заключительной главы: «Аз же в Сибирьстей быти о единодушных казацех вкратце глаголал, налично всположих в Тобольске граде всенародному зрению нескрытно, аще и языка светлоречиваго не стяжах, еже железным ключем отверзох, а златый впредь уготовах ко утешней всенародной ползе. Имя же мое знаком сим зовом с природными прослытий (разночтение по списку ЦГАДА: с родными стал известен) в Сибирьсьтей стране в начальном граде (далее следует тайнопись)».
   Вопрос об авторстве Ремезовской летописи усложняется тем, что в ее текст механически вставлено другое произведение — летопись Кунгурская («Летопись Сибирская краткая Кунгурская»), занимающая главы 5—8, 49—52, 73—80, 99—102 и написанная на другой бумаге, иным почерком, с рисунками иной манеры и со своим заголовком. Таким образом, вопрос об авторстве Р. распадается на два: какова степень его участия в работе над Ремезовской летописью в целом и в работе над вставленным в летопись другим произведением. В литературе существует несколько точек зрения по этому вопросу: одни считают, что летопись целиком создана Р. или его сыновьями (С. В. Бахрушин, Е. И. Дергачева-Скоп), другие — что памятник создан самим Р., его отцом Ульяном и его старшим сыном Леонтием (В. Н. Алексеев), третьи — что сыновьями Р. написаны вставные листы (А. И. Андреев). Вопрос о времени написания Ремезовской летописи также остается спорным, предлагалось несколько датировок: конец XVII в. (С. В. Бахрушин), 1696—1697 гг. (А. И. Андреев), до 1703 г. (Л. А. Гольденберг). Последняя датировка основана на предположении, что основная часть рукописи была создана до поездки Р. в Кунгур в 1703 г., где он нашел Кунгурскую летопись, которую положил в основу своей собственной «Летописи Сибирской краткой Кунгурской». Источники Ремезовской летописи разнообразны — это устные рассказы, «скаски» сведущих людей, летопись Саввы Есипова, предания, песни. Отмечена зависимость рисунков летописи от рисунков Царственной книги (В. И. Кочедамов) и от гравюр «Синопсиса» Иннокентия Гизеля (Л. А. Гольденберг). Язык Ремезовской летописи характеризуется исследователями как народный, насыщенный терминологией приказов, ему присуща сжатость и простота.
   Ремезовскую летопись привлекали в качестве источника при создании одного из сибирских исторических произведений XVIII в. — «Краткого показания о бывших как в Тобольске, так и во всех сибирских городах и острогах с начала взятия сибирского государства воеводах и губернаторах и прочих чинах, и кто они именно, и в каких городах были, и кто какой город строил и когда...» (Тобольск, 1792).
   Перу Р. принадлежит работа, посвященная этнографии народов Сибири. Она сохранилась только в составе Черепановской летописи. Составитель этой летописи И. Л. Черепанов о своем источнике сообщил следующее: «Описание о сибирских народах и граней их земли, по грамоте великого государя и по наказу сочинено ... тобольским сыном боярским Семеном Ульяновым сыном Ремезовым в лето от Адама 7206, от Р. X. 1689, взятия Сибири 118». Этнографические описания Р. точны и обстоятельны, в них широко использованы фольклорные источники, они содержат в себе ценнейшие характеристики народов Сибири, вроде следующей: «Остяцкая земля в четыре языка разделяется: первые обдоринские остяки с самоедами емлются, другие — Кодские городки и князь особой, третьи — сургутские или Пестрая орда и князь особой, четвертые под Нарымом остяки ... в делех и пословицах во всем друг от друга разнствуют». Исследователи заметили, что «Описание о сибирских народах» по терминологии и по приемам описания близко к «Хорографической чертежной книге» (А. И. Андреев, Л. А. Гольденберг). Предполагается, что этнографическое описание Р. было использовано И. Л. Черепановым лишь частично.
   В конце XVII в. Р. принял участие в переписывании одного из хронографов особого состава, где изложение русских событий доведено до 1667 г.: Государственный архив Тюменской области (Тобольск), колл. рукописей, № 83. Глава 169 этого памятника соответствует тексту Хронографа Столяровского. При переписке Р. не ограничился только механической работой, им была создана новая редакция рассказа об Азовском сидении под названием «О взятии града Азова у турских людей» (ср. Повести о Азове документальная, историческая, особая, поэтическая, сказочная).
   Важное место в литературном наследии Р. и его сыновей занимает «Служебная чертежная книга», работа над которой растянулась с 1699 до 1730 г. «Служебная чертежная книга» является «своеобразной записной книжкой» семьи Ремезовых (Е. И. Дергачева-Скоп), куда, помимо чертежей, вошли небольшие по объему литературные произведения и заметки: «Победа на Кучума-царя. Очищение всей Сибири», «Уподобление Сибирские страны», «Чудесная статья подобие града Тобольска» и т. д. Не все они анализировались исследователями, наиболее обстоятельно разобрано «Уподобление Сибирской страны», которое Е. И. Дергачева-Скоп определила как «Похвалу» Сибири. Эта «Похвала», состоящая из предисловия и двух статей, представляет собой поэтизированное описание Сибири, где широко использован прием аллегорического уподобления. В «Похвале» встречается ритмизованная и рифмованная проза. Р. уподобляет Сибирь «мирному ангелу», считая недостойным сравнение с «красавицей», ибо это, по его мнению, «скотозаблудно и скверножительно». В результате получился необычный образ сибиряков и Сибири: «Как ангел заочно служит Богу, так и сибирцы царевы враги воюют, своею кровию очистиша землю». Каждая часть «мирного ангела» уподобляется географической части Сибири: «Правая нога — красный сапог, пространная слава — Лена с жильем. Шуяя с сапогом — сословие Маназея с ясаком. Подножие скоб — ржа железная, еже мздоимство в Сибири велий вред от пришлых в городех». Отмечена определенная литературная близость «Уподобления Сибирские страны» Р. и «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносова. «Служебная чертежная книга» сохранилась в единственном списке — ГПБ, Эрмитажное собр., № 237.
   В «Служебной чертежной книге» содержится материал, характеризующий Р. как историка: в кратких исторических справках, хотя и не свободных от неточностей в датах, представлены биографии «державцев российских», архиепископов и митрополитов сибирских, нарисованы их портреты. Нескольких митрополитов Р. знал лично, что повышает значение его характеристик. Уникальны, например, сведения о Филофее Лещинском, о котором Р. записал: «Чинил збор попом и наплевал в церковь латинскую, и преписал чюдные иконы, и ругал, и все христианство верою смутил; и, поражен Богом, решился разума, — и поскимлен, отдохнул, а своенравия черкасского не оставил». В «Служебной чертежной книге» находится материал по генеалогии тобольских воевод, по геральдике сибирских городов, есть сведения о службе представителей семьи Ремезовых.

Изд.: Краткая Сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками / Изд. Археографической комиссии. СПб., 1880; Сибирские летописи / Изд. Археографической комиссии. СПб., 1907; Дергачева-Скоп Е. И. «Похвала» Сибири С. У. Ремезова// ТОДРЛ. М; Л., 1965. Т. 21. С. 266—274; Yermak's Campaign in Siberia: A Selection of Documents translated from the Russian... London, 1975. P. 87—277 (пер. на англ, яз.); ПЛДР. XVII век. Книга 2. М„ 1989. С. 550—582.

Лит.: Миллер Г. Ф. Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державой по сии времена. СПб., 1750. Кн. 1. С. 39—62; Грамота тобольским воеводам о приписании города Кунгура с уездом к Верхотурью, и о поручении Семену Ремезову составить чертеж всему Кунгурскому уезду // Памятники сибирской истории XVIII века. Кн. 1: 1700—1713. СПб., 1882. С. 207—208; Филарет. Обзор. С. 232; Бахрушин С. Туземные легенды в «Сибирской истории» С. Ремезова // Исторические известия, издаваемые Историческим обществом при имп. Московском университете. 1916. № 3—4. С. 3—28; Андреев А. И. 1) Труды Семена Ремезова по географии и этнографии Сибири XVII— XVIII вв. // ПИ. М.; Л., 1940. Т. 3. С. 117—126; 2) Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 1: XVII век. 2-е изд. М.; Л., 1960. С. 96—149, 183—194, 250—259; Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. М.; Л., 1959. Т. 3, вып. 1. 2-е изд. С. 408—410; Кочедамов В. И. Тобольск: Как рос и строился город. Тюмень, 1963; Гольденберг Л. А. Семен Ульянович Ремезов, сибирский картограф и географ: 1642—после 1720 гг. М., 1965; Алексеев В. Н. 1) Рисунки «Истории Сибирской» С. У. Ремезова: (проблемы атрибуции) // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974. С. 175—196; 2) Рукопись «Истории Сибирской» С. У. Ремезова. (К проблеме художественного единства) // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР — 1985 г. Л., 1987. С. 94—112; 3) «История Сибирская» С. У. Ремезова в литературном процессе второй половины XVII века. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Свердловск, 1988; 4) К проблеме жанрово-стилистического единства иллюстрированного произведения: («История Сибирская» и «Казанская история») // Проблемы литературных жанров: Материалы VI научной межвузовской конференции. Томск, 1990. С. 24—25; Русская литература Сибири: XVII в. — 1970 г. Библиографический указатель. Новосибирск, 1976. Ч. 1.С. 86—88; Дергачева-Скоп Е. И. С. У. Ремезов — сибирский просветитель конца XVII века //Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982. Т. 1. С. 95—106; Резун Д. Я. Родословная сибирских фамилий: История Сибири в биографиях и родословных. К 100-летию города Новосибирска. Новосибирск, 1993. С. 103, 162—166; Плигузов А. И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М.; Ньютонвиль, 1993. С. 72; Брюсова В. Г. Материалы к истории иконописного дела в Сибири в XVII—XVIII вв. // Памятник культуры. Новые открытия. Ежегодник 1993 г. М., 1994. С. 161; Солодкин Я. История позднего русского летописания. М., 1997. С. 149—150.

Статья опубликована в: Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Часть 3 П-С. СПб., «Дмитрий Буланин», 1988. с. 195-196.


Документ обновлен: